![]() |
28.06.2012 Ваши права — это ваши знания
Издание : Советская Белоруссия
Номер : № 118, 28.06.2012 Автор статьи : Виктор Пономарев |
Бытовую и поведенческую культуру в нас воспитывают с детства родители и учителя. Потребность в культуре правовой приходит позже, по мере взросления. От нее в немалой степени зависит качество жизни каждого гражданина и общества в целом. Мало воспитывать потребность в ней — нужно создавать и условия доступа к источникам правовых знаний. Этим занимается и Национальный центр правовой информации. В частности, более 10 лет центр участвует в создании и развитии публичных центров правовой информации. Об особенностях этой работы корреспонденту «СБ» рассказывает заведующая сектором справочно–аналитической работы и информационных ресурсов НЦПИ Ирина Чупракова.
Бытовую и поведенческую культуру в нас воспитывают с детства родители и учителя. Потребность в культуре правовой приходит позже, по мере взросления. От нее в немалой степени зависит качество жизни каждого гражданина и общества в целом. Мало воспитывать потребность в ней — нужно создавать и условия доступа к источникам правовых знаний. Этим занимается и Национальный центр правовой информации. В частности, более 10 лет центр участвует в создании и развитии публичных центров правовой информации. Об особенностях этой работы корреспонденту «СБ» рассказывает заведующая сектором справочно–аналитической работы и информационных ресурсов НЦПИ Ирина Чупракова.
— Расскажите, пожалуйста, что это за центры и сколько их сейчас в стране?
— Создаются ПЦПИ, публичные центры правовой информации, как правило, на базе государственных библиотек. В каждом имеется, по крайней мере, одно автоматизированное рабочее место пользователя. Обычно оно расположено в самом посещаемом месте библиотеки: читальном зале, отделе обслуживания, информационно–библиографическом отделе...
Первый центр был создан в 2000 году на базе Гомельской областной библиотеки имени Ленина. Сегодня в Беларуси их около полутысячи. Почти половина из них действует в сельской местности, наиболее густая сеть — в Гродненской области: около сотни центров.
— Какие информационные услуги они предоставляют гражданам?
— Любой пользователь, независимо от возраста и социального статуса, может ознакомиться с текстом запрашиваемого нормативного правового акта, распечатать его или сохранить на отдельном носителе. По запросу пользователя библиотекари составляют справки и тематические подборки, предоставляют печатные и электронные издания, содержащие эталонную правовую информацию. Кто не владеет навыками работы с информационно–правовыми и вообще интернет–ресурсами, всегда может рассчитывать на помощь работника библиотеки.
— Для этого и библиотекари должны обладать соответствующей квалификацией в сфере информационных технологий и права...
— В этом году мы инициировали проведение цикла региональных обучающих семинаров. Областные библиотеки и управления культуры облисполкомов нас поддержали. Первые занятия прошли в Гродненской и Могилевской областных библиотеках, в Полоцкой центральной городской. Подобные состоятся и в других регионах страны.
— Кто обычно пользуется услугами центров?
— Структура пользователей относительно стабильна. Около половины общего количества составляют служащие (42 процента). Далее по степени убывания следуют студенты вузов (16), рабочие (12), пенсионеры (11), учащиеся ссузов и ПТУ (7), безработные (7) , школьники (5). Всего за минувший год ПЦПИ посетили более 60 тысяч граждан.
Замечу, что одновременно центры являются местами оказания населению юридической помощи. В 2011 году практикующие юристы провели в библиотеках около 1.600 встреч с гражданами: разъясняли правовые акты, консультировали в решении конкретных проблем, связанных с применением законодательных норм.
— Кто еще участвует в создании и развитии центров?
— Министерство культуры и Национальная библиотека. НЦПИ отвечает за координацию, методическое и информационное обеспечение центров. В частности, силами региональных, областных центров правовой информации ПЦПИ оснащены копией эталонного банка данных правовой информации с информационно–поисковой системой «ЭТАЛОН» (ЭБДПИ) и тематическими банками данных. Посетителям доступны официальные печатные издания нашей организации, в том числе «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь». Статистика посещений показывает, что в 2011 году центры выдали более 300 тысяч экземпляров документов правовой тематики, к ЭБДПИ обратились более 63 тысяч граждан. Много это или мало, судить не берусь. Наша задача — создать людям условия, предоставить возможность. Воспользоваться ею или нет, каждый решает для себя сам. Поэтому в заключение напомню высказывание Сенеки: «Если не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным».