• VK
  • odnoklassniki
  • Facebook
  • Twitter
  • Youtube
  • Telegram
  • viber

Процессы правовой информации - на международный уровень

22.11.2002

Процессы правовой информации - на международный уровень

Издание : Юстиция Беларуси
Номер : 2002 №6
Автор статьи : Зоя САВУЛЬЧЕНКО

21-22 ноября в г.Минске Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) и Администрация Президента Республики Беларусь при содействии Министерства юстиции, Национальной академии наук Беларуси, Исполнительного комитета СНГ и представительства ООН/ПРООН в Республике Беларусь провели международную научно-практическую конференцию на тему: "Современные компьютерные технологии в системах правовой информации" (Правовая информатизация 2002). Участники конференции - ведущие ученые и практики из государств-участников Содружества Независимых Государств, а также Литвы, Венгрии и Китая, Постоянного комитета Союзного государства Беларуси и России, эксперты Программы ТАСИС и Глобальной инициативы по политике Интернет (GIPI) обсудили широкий круг вопросов, связанных с внедрением современных информационных (компьютерных) технологий в правовую сферу, созданием системы межгосударственного обмена правовой информацией и определили приоритетные направления деятельности в этой области.

Открывая конференцию, заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь А.М.Абрамович подчеркнул, что правовая информированность граждан является одним из приоритетных факторов динамичного развития любого цивилизованного государства, и внедрение в правовую сферу современных информационных технологий требует активного международного сотрудничества в области права и правовой информатизации. Как отметил в своем приветственном письме в адрес участников конференции Государственный секретарь Союзного государства П. Бородин, формирование общего информационного пространства является одним из приоритетных направлений процесса интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь.

Об итогах конференции, о том, чем живет сегодня НЦПИ, совсем недавно отметивший 5-летний юбилей, рассказывает его директор Юлий Иосифович КАШИНСКИЙ.

- Юлий Иосифович, какую роль в решении актуальных для республики задач правовой информатизации, интеграции Беларуси в международное информационно-правовое пространство сыграл этот форум?

- Информационно-правовая политика любого демократического цивилизованного государства направлена на создание условий для эффективного и качественного обеспечения правовой информацией самых разных уровней общества - от государственных органов до каждого гражданина. Процессы правовой информатизации перерастают национальные рамки и становятся приоритетной задачей в обеспечении стабильного развития национальных правовых и информационно-правовых систем. Они повышают эффективность международного сотрудничества в области права и сравнительно-правовых исследований, в связи с чем становится жизненно необходимым создание единого международного информационно-правового пространства, как части общего информационного пространства. Конференция положила начало процессу активного обсуждения проблем и перспектив создания информационно-правового пространства государств, представители которых приняли участие в данном форуме. Обсужден круг вопросов, связанных с внедрением современных информационных технологий в создание системы межгосударственного обмена правовой информацией. Определены приоритетные направления деятельности в этой области. Их реализация станет важным вкладом в процессы правовой информатизации и информатизации в целом и формирование глобального информационного общества. Мы полагаем, что решения форума будут востребованы при подготовке проекта Декларации принципов по информационному обществу и соответствующего плана действий, которые должны быть приняты на Всемирной встрече, которая состоится 10-12 декабря 2003 года в Женеве и в 2005 году - в Тунисе.

- Какие направления правовой информатизации относятся сегодня к числу приоритетных?

- Показателем открытости государства, его демократичности, является прежде всего предоставление самого широкого доступа к его законодательству. Поэтому к наиболее важным и приоритетным направлениям данной деятельности в Республике Беларусь мы относим прежде всего: дальнейшее расширение возможностей системы распространения правовой информации путем создания Национального правового Интернет-портала, интегрированной базы данных "Судебная практика", банков данных решений местных органов управления и самоуправления, и конечно же, - развитие уже имеющейся сети публичных (общедоступных) центров правовой информации, продолжение образовательных процессов в сфере правовой информатизации и последовательное развитие системы межгосударственного обмена правовой информацией…

Что же касается задач, связанных с общими проблемами в области правовой информатизации, то участники конференции к разряду наиболее важных отнесли: во-первых, выработку адекватной государственной политики и согласованных подходов при решении национальных и межгосударственных задач в сфере правовой информатизации и формирования систем правовой информации; во-вторых, совершенствование законодательства с учетом необходимости гармонизации правового регулирования в области информатизации с учетом глобализации многих социальных процессов, в том числе - в контексте реализации программы "Электронная Беларусь" и других аналогичных программ.

Не остались незамеченными участниками конференции и задачи, связанные с обеспечением доступности судебных решений, приданием статуса официальных электронным документам, дальнейшим развитием работ по созданию развернутой сети публичного доступа населения к правовой информации и формированию адекватной системы повышения правовой культуры населения, а также обеспечения надежного доступа к официальным правовым ресурсам, применения Интернет-технологий при распространении правовой информации, создания национальных правовых Интернет-порталов и так далее.

Несомненным подтверждением востребованности конференции, актуальности и важности рассмотренных проблем, стало обращение к нам ее участников с просьбой проводить подобные международные встречи на регулярной основе.

- Юлий Иосифович, к числу прикладных научно-исследовательских работ, проводимых НЦПИ, относится создание Национального Интернет-портала Республики Беларусь. Чем это вызвано? Расскажите об этом, пожалуйста, поподробнее.

- С 2000 года НЦПИ принимает активное участие в ежегодных заседаниях Комитета экспертов по информационным технологиям и праву Совета Европы, ответственного за обеспечение обмена знаниями и опытом между государствами Совета Европы, государствами-наблюдателями в области новейших научных, технических и информационных разработок в сфере правовой информатизации. Участие в подобных мероприятиях не только дает нам возможность предоставить европейской общественности информацию о положении дел в области правовой информатизации в нашей стране, но и воспринять европейский опыт в данной области. С другой стороны, европейские страны также могут воспользоваться нашим опытом и внести изменения в свою политику. Достаточно интересным представляется тот факт, что буквально недавно Франция приняла Декрет №2002-1064 от 7 августа 2002 года относительно государственной службы распространения права через Интернет, которым предусмотрены лицензии на вторичное распространение данных, находящихся в распоряжении государства.

Характерной же особенностью белорусской модели государственной системы правовой информации (ГСПИ) в целом является прежде всего ответственность государства (в лице НЦПИ) за официальность, полноту, доступность правовой информации, а также - за создание системы самого широкого доступа населения к этой информации. Поэтому сейчас наши практические шаги направлены на формирование компонентов "электронного правительства" Республики Беларусь, результатом чего станет создание Национального правового Интернет-портала.

Национальный правовой Интернет-портал призван стать многокомпонентной, динамично развивающейся информационно-компьютерной системой, идеологически определяемой как портал знаний в области права и правовой информатизации. Он будет не только государственным, но и национальным тематическим ресурсом сети Интернет в области права и правовой информатизации. Портал должен объединить правовые информационные ресурсы государственных органов и обеспечить интерактивную связь государства и общества. Он предоставит наиболее адекватные возможности гражданам, специалистам в области права, депутатам парламентов государств Российской Федерации и Республики Беларусь обсуждать вопросы гармонизации законодательства, перспективы формирования общего информационно-правового пространства.

- Сейчас у нас в республике благодаря Вашему Центру создана уникальная модель государственной системы правовой информатизации. А как зародилась идея правовой информатизации?

- Она пришла к нам в начале 90-х годов, практически одновременно и с востока, и с запада. Когда в нашей стране только начиналась реализация первых проектов по созданию правовых баз данных, соседи Беларуси уже имели немалый опыт в этой области. И мы учились в Москве, в Голландии, в других странах. Практический опыт специалистов Европы; теоретические разработки российских ученых; Концепция правовой информатизации Российской Федерации; помощь, оказанная в виде технической поддержки со стороны Программы ТАСИС, - послужили отправной точкой, а непосредственным толчком к началу работ стала Концепция судебно-правовой реформы, принятая Верховным Советом Республики Беларусь в 1992 году. В Концепции были обозначены основные пути правовой информатизации в Беларуси.

- Какие основные принципы легли в основу развития правовой информатизации в нашей республике?

- Эти принципы актуальны и сегодня. Во-первых, развитие правовой информатизации должно быть направлено на удовлетворение общегосударственных, а не местнических интересов. Правовая информатизация должна служить всему обществу как государственной власти, так и гражданам. Во-вторых, управление процессами правовой информатизации должно находиться в руках государства, которое согласно Конституции обязано обеспечить права и свободы граждан, контролируя достоверность распространяемой правовой информации путем обеспечения ее своевременной актуализации, защиты конфиденциальных и секретных сведений. Государство также должно активно развивать информационные технологии в области правовой информатизации с целью рационализации и повышения эффективности своей деятельности. В-третьих, развитие правовой информатизации должно начинаться с наиболее значимых задач. (Такой магистральной задачей раньше был эталонный банк данных правовой информации, а теперь это Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и Национальный правовой Интернет-портал). И наконец, в-четвертых, широкая информатизация всех социально-экономических процессов в обществе и государстве.

В организации своей деятельности мы придерживались, прежде всего, этих принципов и наша позиция нашла понимание в Администрации Президента Республики Беларусь. После этого развитие правовой информатизации стало особенно динамичным. Мы не только шаг за шагом определяли правовую основу формирования государственной системы правовой информации, но и создали ее реально функционирующую модель.

- Является ли Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь основой формирования системы правовой информатизации?

- Да. Благодаря его введению с 1 января 1999 года в республике организованы четкая регистрация и обработка правовых актов, поступающих в НЦПИ для включения в Национальный реестр после получения положительного заключения экспертизы Министерства юстиции на соответствие их Конституции Республики Беларусь и действующему законодательству. Надо отметить, что одновременно с регистрацией в Реестре новых актов Центром совместно с другими государственными органами в течение двух лет была проведена "инвентаризация" всех правовых актов, принятых за весь период существования Республики Беларусь, начиная с 1919 года. Такая своеобразная ревизия правовой базы позволила выявить акты, реально действующие и, соответственно, подлежащие включению в Национальный реестр. Кроме того, в ходе "инвентаризации" появилась уникальная возможность определить имеющиеся в законодательстве "белые пятна", дублирование правовых актов, наметить пути устранения этих недостатков. На основании полученной информации сформирован полный эталонный массив действующего законодательства нашей страны. На сегодняшний день в Национальном реестре зарегистрировано 9000 нормативных правовых актов, принятых государственными органами до 1 января 1999 года, и более 21000 правовых актов, принятых с 1 января 1999 года, то есть после создания Реестра.

- Расскажите об эталонном банке данных правовой информации.

- После включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь правовые акты попадают в эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь (ЭБДПИ), представляющий собой полное систематизированное собрание законодательства нашей республики в электронном виде. Основой же систематизации является Единый правовой классификатор Республики Беларусь. На 1 сентября 2002 года ЭБДПИ содержал около 50000 документов. Создание эталонного банка данных правовой информации - ярчайший пример успешного симбиоза юридической и компьютерной мысли. Для обеспечения сбора правовых актов, их юридической обработки, систематизации и обновления в НЦПИ создана в своем роде уникальная технология, которая базируется на новейших информационных технологиях. Копии эталонного банка данных распространяются и устанавливаются НЦПИ и его филиалами (их 7) - региональными центрами правовой информации, расположенными в областных центрах и г.Минске; государственным органам, как правило, - бесплатно.

- Последовательная реализация обозначенных выше принципов привела к формированию в стране единственно полного информационного ресурса - правового?

- Да, это немаловажный результат и более того, правовой информационный ресурс, образно говоря, стал источником чистой питьевой воды, которую не требуется дополнительно облагораживать. Поставленные "барьеры" в виде лицензирования, необходимости проведения экспертизы перед включением нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов стали надежными фильтрами. Недалек тот день, когда можно будет с уверенностью сказать: правовые акты, которые не включены в Национальный реестр в качестве действующих, не имеют юридической силы на территории республики. Это не преувеличение, а всего лишь констатация завершения огромной работы.

- Используются ли для обучения и повышения квалификации юристов, сталкивающихся в своей работе с информационными правовыми технологиями, накопленные Вами научные знания и опыт?

- Да, несомненно. Более того, в НЦПИ разработан учебный курс "Правовая информатика" ("Основы правовой информатизации"), и в этом году НЦПИ совместно с Белорусским институтом правоведения открыл кафедру правовой информатизации, где студенты будут учиться по специальности "юрист-системоаналитик". Более того, в рамках программы UNITWIN Networks в НЦПИ ведутся работы по созданию кафедры ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву.

Совсем недавно я вернулся с европейского форума, посвященного 10-летию движения по созданию кафедр ЮНЕСКО, где встречался с международными специалистами в области информатизации и правовой информатизации. Так, в результате встречи с Директором отдела Информационного общества Филиппом Кео были выделены три основных направления нашего сотрудничества с ЮНЕСКО: создание межгосударственной системы правовой информации; осуществление дистанционного обучения, которое будет проводиться на базе Белорусского института правоведения; решение вопросов по разработке правового обеспечения интеллектуальной собственности.

- В заключение следует подчеркнуть, что за плодотворный труд и значительный вклад в совершенствование государственной системы правовой информации НЦПИ и лично Вы высоко отмечены государством: совсем недавно Указом Президента Республики Беларусь Вы награждены медалью "За трудовые заслуги".

- За 5 лет деятельность НЦПИ стала востребованной не только в республике, но и за рубежом. Так, например, НЦПИ является базовой структурой для создания системы межгосударственного обмена правовой информацией в рамках государств-участников СНГ. Его разработки легли в основу проекта Соглашения о создании Единого реестра правовых документов СНГ, проекта Положения о создании информационно-правового фонда гармонизированных правовых актов Союзного государства.

И все это благодаря адекватной, постоянно развивающейся модели ГСПИ, созданной на основе указов Президента Республики Беларусь, на наш взгляд, соответствующей задаче построения демократического правового государства. Действительно, аналогов нашей модели ГСПИ нет ни в одном государстве, и, следует отметить: она удовлетворяет большинству требований Совета Европы, выработанных в области доступности правовой информации. Более того, она весьма удачно включает механизмы построения рыночного государства и направлена на предоставление правовой информации всем нуждающимся в ней. Последнее - весьма важно! Ибо, как известно, сильная сторона любого человека - в обладании жизненно необходимой информацией, умении с ней работать и правильно применять. Полагаю, что это в наибольшей степени относится к информации о наших правах и обязанностях, иначе говоря - информации о праве! И касается как простых людей, так и тех, кто облечен властью. Деятельность центра в этом смысле делает всех нас намного сильнее, осведомленнее, - а значит, разумнее в принятии решений.


22 ноября 2002Г.
Pravo.by
Эталон ONLINE
Правовой форум
Детский правовой сайт
Подняться наверх