• VK
  • odnoklassniki
  • Facebook
  • Twitter
  • Youtube
  • Telegram
  • viber

Мировое сообщество оценило опыт Беларуси. Мы прославились публичными центрами правовой информации

01.08.2007

Мировое сообщество оценило опыт Беларуси. Мы прославились публичными центрами правовой информации

Издание : Рэспублiка
Номер : № 140, 01.08.2007
Автор статьи : Леонид Юнчик

Мировое сообщество, высоко оценило положительный опыт Республики Беларусь по обеспечению доступа граждан к правовой информации и призвало правительства мира "создать государственные системы информации о законах и нормативных положениях, предусматривающие более широкое развитие сети пунктов коллективного доступа и обеспечивающие достаточное количество этой информации" (п. 17 "Тунисского обязательства"). Именно этот факт и стал поводом для того, чтобы корреспондент "Р" взял интервью у директора Национального центра правовой информации Республики Беларусь Олега Кравцова.

- Конкретный пункт "Тунисского обязательства", - отметил Олег Эдуардович, подтверждает важность и необходимость активизации дальнейшей работы по созданию и деятельности публичных центров правовой информации (далее - ПЦПИ). В этой связи важным событием явилось проведение нынешним летом республиканского семинара "Деятельность публичных центров правовой информации по оказанию информационно-правовых услуг населению". В работе форума приняли участие представители Администрации Президента Республики Беларусь, министерств культуры и юстиции Республики Беларусь, НЦПИ, управлений культуры, юстиции облисполкомов, руководители областных библиотек, а также другие заинтересованные лица. Проведение семинара еще раз подчеркнуло значение, придаваемое в нашей стране организации беспрепятственного доступа граждан к официальной полной и достоверной правовой информации, способствовало дальнейшему совершенствованию координации и методического обеспечения деятельности ПЦПИ, обмену положительным опытом и выработки единых подходов и принципов оказания ими услуг.

- Что собой представляют и как появились в Беларуси публичные центры правовой информации? Наша страна, насколько я знаю, не была первооткрывателем? Какая цель при этом преследовалась и какую роль сыграл при этом возглавляемый вами, Олег Эдуардович, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь?

- Официальной правовой информацией, подготовленной и обработанной нашим НЦПИ, пользуются миллионы людей. При этом реально реализуется гражданами Республики Беларусь их конституционное право на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации. Мы вносим свой вклад в повышение качества нормотворческой и правоприменительной деятельности, способствуем росту правовой культуры белорусского общества.

Под "публичными центрами правовой информации" (согласно пункту 5 Положения о порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. № 565) понимаются "пункты свободного доступа граждан к официальной правовой информации в целях формирования правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву".

Идея использовать библиотечную сеть в качестве базы для создания публичных центров правовой информации была заимствована из опыта Российской Федерации. Но при ее практическом воплощении в Республике Беларусь удалось избежать проблем, связанных с чистотой используемой правовой информации и объединением правовых информационных потоков благодаря тому, что возможность доступа к правовой информации предоставлена не общественной организацией или коммерческой структурой, а через государственное научно-практическое учреждение.

Именно система общедоступных библиотек, которая является в нашей стране одним из наиболее распространенных и действенных общественных институтов, призвана предоставить каждому гражданину свободный доступ к отечественным и мировым информационным правовым ресурсам, в том числе и к фондам официальных правовых актов. В нашей стране, как и во всем мире, публичные библиотеки являются основной категорией библиотек, которые обслуживают большую часть населения. Они составляют 42 процента от всей библиотечной сети, их услугами пользуются свыше 4 млн. человек.

Становление сети ПЦПИ в Республике Беларусь берет начало с октября 1999 года, когда коллегия Министерства культуры Республики Беларусь поддержала инициативу НЦПИ по созданию ПЦПИ и определила создание на протяжении 2000 года публичных центров правовой информации на базе всех областных библиотек. Благодаря этому был организован первый в республике ПЦПИ в Гомельской областной библиотеке, а на протяжении 2000 года - еще девять центров в библиотеках других регионов республики.

В настоящее время в республике действует уже более 240 ПЦПИ, практически, при всех библиотеках областного и районного звена. Вместе с тем работа по организации ПЦПИ продолжается на уровне сельских (поселковых) библиотек.

При организации ПЦПИ использовалась существующая структура библиотек, входящих в централизованную библиотечную систему. Центры работают на базе отделов обслуживания и информации и с помощью их штатов, в областных библиотеках в рамках информационно-библиографического отдела. Имеющиеся в центрах информационные ресурсы позволяют удовлетворять различные вопросы обращающихся. Каждый ПЦПИ комплектуется электронной копией эталонного банка данных правовой информации (ЭБДПИ), печатным изданием "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь" и другими официальными изданиями НЦПИ. В последнее время в целях реализации функции ПЦПИ по обеспечению доступа пользователей к актам местных органов управления и самоуправления наметилась тенденция представления гор-, райисполкомами в ПЦПИ копий текстов принятых ими нормативных правовых актов на бумажных носителях.

- Какие конкретно услуги, в каком виде и кому предоставляются в публичных центрах правовой информации?

В ПЦПИ граждане могут бесплатно или за минимальную цену получить интересующую их любую правовую информацию (тексты нормативных актов), причем как на бумажных носителях (путем распечатки и ксерокопирования документов), так и в электронной форме (путем записи информации на дискету). Поиск необходимой информации может быть произведен как в банках данных, так и в глобальной компьютерной сети Интернет. Как правило, поиск нормативных актов в ПЦПИ осуществляет специально подготовленный сотрудник данной библиотеки, что обеспечивает квалифицированное обслуживание посетителей.

Помимо обеспечения запросов посетителей по конкретным правовым актам ПЦПИ также организуют библиотечно-информационные мероприятия, проводят исследования по изучению потребностей пользователей в сфере правовой информации, готовят и рассылают бюллетени новых поступлений, а также с помощью местной коллегии адвокатов оказывают юридическую помощь населению. В ряде ПЦПИ активно внедряют новые формы оказания информационных услуг, в том числе и консультаций по правовым вопросам.

- Кто из периферийных центров вырвался вперед, наработал особенно ценный опыт?

Пионером в области проведения публичных бесплатных консультаций с участием специалистов юридических служб является ПЦПИ при Новополоцкой ЦБС. После предварительного изучения общественного мнения, методом регистрации тем и задаваемых пользователями вопросов с февраля 2002 года этот ПЦПИ начал проводить публичные тематические консультации, во время которых приглашенные специалисты правовых служб отвечают на вопросы граждан по заранее объявленной теме. В данном центре осуществляется и адресное консультирование по заявкам определенной группы граждан. Оно включает в себя беседу-комментарий по отдельным законодательным актам и ответы на вопросы, возникшие в ходе беседы. В работе центра на общественных началах принимают активное участие руководители правовых учреждений (суда, прокуратуры, нотариальной конторы), ведущие юристы города, руководители служб исполкома. С апреля 2003 года началось сотрудничество центра со студентами факультета правоведения Полоцкого государственного университета. Это также новый вид бесплатных услуг гражданам. Данный вид консультаций настолько популярен среди граждан города, что, начиная с 2004 года, часы индивидуальных консультаций проходят еженедельно. Жители города могут видеть заседания по местному телевидению. А с ноября 2003 года ежемесячно выпускается совместная страница "Закон и порядок" ПЦПИ и городской газеты.

Положительный опыт ПЦПИ при Новополоцкой ЦБС поддержали другие библиотеки, и начиная с 2004 года публичные консультации с участием специалистов Республиканской коллегии адвокатов проводятся в ПЦПИ при других районных и городских библиотеках Витебской области.

- Насколько востребованы публичные центры правовой информации? Если можно, Олег Эдуардович, приведите соответствующие цифры.

В среднем за год ПЦПИ обращаются более 75 тысяч посетителей. Основной контингент - студенты вузов и учащиеся средних специальных учебных заведений (70 процентов), каждый десятый - предприниматель, шестой - представитель экономической, юридической и финансовой сфер деятельности. Все это свидетельствует о доверии граждан к информации, получаемой ими в ПЦПИ.


1 августа 2007Г.
Pravo.by
Эталон ONLINE
Правовой форум
Детский правовой сайт
Подняться наверх