• VK
  • odnoklassniki
  • Facebook
  • Twitter
  • Youtube
  • Telegram
  • viber

Правовая информация: диалектика развития

10.11.1998

Правовая информация: диалектика развития

Издание : Рэспублiка
Номер : 10/11/1998 № 268

Предпосылкой для этого газетного материала явилось подписание Президентом Республики Беларусь двух указов: "О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации" и "О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь". Корреспондент "Р" адресовал ряд вопросов директору НЦПИ Юлию Кашинскому.

- Юлий Иосифович, можем ли мы сказать, что в области правовой информации с образованием Национального центра произошла "революция"?

- В каком-то смысле - да, если понимать под этим применение современных информационных и компьютерных технологий в правовой сфере. Давайте кратко проинформируем читателя о том, что нам удалось наработать за год, а он сам сделает соответствующие выводы.

- Принимается. Итак, НЦПИ, по определению, является центральным государственным научно-практическим учреждением в области формирования инфраструктуры правовой информации и ее распространения, а также решения других задач правовой информатизации. Насколько успешно вы с ними справляетесь?

- За год мы существенно продвинулись в достижении своей главной цели - создании и развитии в республике единой государственной системы правовой информации, направленной на реализацию провозглашенного конституционного права граждан на информацию, в частности правовую. В НЦПИ формируется и ведется эталонный банк данных, который в настоящее время насчитывает более 20 тысяч правовых актов. Создание эталонного банка данных правовой информации можно рассматривать в качестве первого шага на пути учета всего многообразия документов, входящих в структуру отечественного законодательства. Следующим шагом в этом направлении стали два указа Президента Республики Беларусь - № 369 и № 376, в соответствии с которыми на НЦПИ возложено ведение и издание с 1 января 1999 года Национального реестра правовых актов республики, а также создание компьютерного банка данных проектов законов.

- То есть функций у центра прибавляется?

- Деятельность НЦПИ весьма многоплановая. В период своего становления и развития приходится уделять большое внимание не только эталонному банку данных, но и проблеме правового регулирования отношений, возникающих в правовой сфере, распространению правовой информации. Широкий спектр задач связан с программным и технологическим обеспечением создания автоматизированных систем правовой информации. Научные исследования в области правовой информатизации, межгосударственный обмен правовой информацией, подготовка и издание экспресс-бюллетеней текущего законодательства, кодексов, тематических сборников - вот далеко не полный перечень направлений нашей деятельности. Так, в текущем году в НЦПИ были подготовлены и изданы "Сборник действующих нормативных актов Президента Республики Беларусь", являющийся официальным изданием, и сборник законодательства "О трудовой и исполнительской дисциплине", а также другие издания.

В связи с этим хотелось бы отметить ту направляющую роль, которую осуществляет главное государственно-правовое управление Администрации Президента Республики Беларусь в организации правовой информатизации в нашей стране, в том числе и в деятельности НЦПИ.

- Каждый более-менее сведущий читатель согласится: в республике постоянно развивается законодательная база, принимается большое количество нормативных документов. Проблема их учета весьма и весьма насущная. Каким образом она решается?

- Идея создания действенной системы, позволяющей осуществить учет всех принимаемых в республике правовых актов, возникла в НЦПИ давно, и для ее реализации готовилась соответствующая база - разрабатывался и формировался эталонный банк данных правовой информации. Указом Президента от 20 июля 1998 года № 369 эта идея воплощена в жизнь через создание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. Именно посредством Национального реестра предполагается организовать учет правовых актов нашей страны, входящих в структуру ее законодательства.

- Кроме организации учета правовых актов, составляющих законодательство Республики Беларусь, какие еще цели будет преследовать ведение Национального реестра?

- Прежде всего, ведение Национального реестра позволит создать единую государственную систему законодательства республики, комплектовать фонд правовых актов и поддерживать его в контрольном состоянии. Немаловажное значение приобретает реестр и в плане своевременного информирования всех государственных органов, предприятий, организаций, учреждений, граждан о действующем законодательстве страны. В реестре будут публиковаться все поступающие в НЦПИ правовые акты, прошедшие регистрацию с присвоением соответствующего номера. Исключение составят лишь те, в которых содержатся государственные секреты или какие-либо другие сведения, охраняемые законом, а также акты, имеющие грифы ограничения доступа.

Очень важным является то обстоятельство, что изданию Национального реестра придан статус официального, то есть юридическую силу будут иметь только те акты, которые в него включены, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

- Не могли бы вы, Юлий Иосифович, подробнее остановиться на тех правовых актах, которые предстоит включать в Национальный реестр?

- Национальный реестр будет состоять из восьми разделов. В него войдут правовые акты Президента, парламента, правительства, Национального банка, министерств и других органов государственного управления, Конституционного суда, Верховного и Высшего хозяйственного судов, местных органов управления и самоуправления, международные договоры (соглашения, конвенции).

- Каким образом можно будет ознакомиться с Национальным реестром?

- Национальный реестр будет публиковаться в виде периодического издания, выходящего два раза в неделю. Такая периодичность обеспечит оперативность выпуска каждого номера на уровне еженедельной газеты. Распространяться издание будет прежде всего по подписке. Подписку на "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь" можно оформить через Каталог периодических изданий на первое полугодие 1999 года с любого месяца и в любом отделении республиканского государственного объединения "Белпочта" (подписной индекс - 74815). Предполагается также организовать распространение реестра в электронном виде по подписке и посредством размещения его в глобальной сети Интернет.

- Кто же будет финансировать такое издание и какова будет его цена?

- Финансирование издания предполагается осуществить за счет средств, которые поступят от подписки на него, без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований. А цена издания, на наш взгляд, достаточно приемлема. В первом полугодии увидят свет 48 номеров Национального реестра, стоимость подписки уже определена, и на 6 месяцев она составит 10 484 400 рублей с учетом сорокапроцентной скидки за доставку.

- Вы сказали об организации распространения Национального реестра через Интернет. В НЦПИ уже имеется такая возможность?

- Сейчас можно говорить не только о возможности, но и о реальном воплощении этого замысла. Дело в том, что в октябре в НЦПИ открыт узел Интернет со своим адресом: http://ncpi.gov.by. Поэтому с января планируется размещение реестра в сети Интернет. В настоящее время по Интернету можно получить информацию о НЦПИ и основных направлениях его деятельности, о новостях законодательства (приводится ежедневный перечень правовых актов, поступающих в НЦПИ), открыт свободный доступ к декретам, указам Президента Республики Беларусь, к законам республики.


10 ноября 1998Г.
Pravo.by
Эталон ONLINE
Правовой форум
Детский правовой сайт
Подняться наверх