![]() |
26.09.1998 На пути к единой Государственной системе правовой информации
Издание : Национальная экономическая газета
Номер : 26/08/98 № 34 |
Президентом Республики Беларусь подписаны два указа, направленные на совершенствование правотворчества в нашем государстве, - №№ 369 и 376. В соответствии с ними предусматривается создать Национальный реестр правовых актов республики и компьютерный банк законопроектов страны. Реализовать указанные проекты поручено Национальному центру правовой информации Беларуси. О новых задачах центра и деятельности рассказывает его руководитель Юлий Кашинский.
- Поставленные задачи - естественное продолжение требований, определенных Указом главы государства №338 от 30.06.97 г. "О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь". Все, что делал, делает и чем будет заниматься Центр, рассматривается в комплексе и направлено на достижение одной глобальной цели - построение и развитие единой государственной системы правовой информации. А любая система предполагает четкую организацию и структуру.
Национальный реестр правовых актов должен стать организующим стержнем этой системы. Ведь современное законодательство нашей республики, что, впрочем, характерно и для других стран бывшего СССР, - невероятно громоздкое и подвижное, быстро и часто меняется. В нем множество правовых актов, формально не отмененных, но фактически уже утративших силу; есть ряд документов, о существовании которых известно только узкому кругу специалистов; продолжают действовать отдельные нормативные акты СССР и т.д. Основная задача как раз и заключается в том, чтобы с помощью Национального реестра построить стройную систему учета правовых актов, формирующих законодательство нашей страны. При этом правовые акты, которые будут отсутствовать в Национальном реестре, не смогут иметь юридической силы на территории республики.
- Юлий Иосифович, создание Реестра потребует немалого времени, сил и средств...
- Несомненно. Поэтому Указом Президента № 369 от 20.07.98 г. "О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь" предусмотрена определенная этапность в достижении поставленной цели и сроки ее реализации. С 1 января 1999 г. Реестр будет формироваться за счет поступления принимаемых соответствующими государственными органами текущих правовых актов. Одновременно в течение двух лет будет проводиться "инвентаризация" всех документов, принятых уполномоченными на то государственными органами за время существования суверенной Беларуси, с тем чтобы "выбрать" из них реально действующие. Такая своеобразная ревизия правовой базы позволит выявить имеющиеся в ней "белые пятна", пробелы, дублирование правовых актов, наметить пути устранения этих недостатков. На основании полученной информации будет сформирован полнотекстовой эталонный массив действующего законодательства нашей страны, который впоследствии будет пополняться только за счет вновь принимаемых правовых актов.
- Будет ли это, образно говоря, "собрание сочинений" белорусских законодателей открытым для широкого пользования?
- Реестр изначально создается как общедоступное средство учета, с одной стороны, а с другой - как инструмент анализа правовой информации. Именно поэтому планируется выпуск Реестра не только в виде печатного издания, но и в виде компьютерного банка данных. Кроме того, предполагается открыть доступ к Реестру через глобальную компьютерную сеть - Интернет.
- В какой форме вы собираетесь издавать Реестр?
- Уследить за тем потоком правовой документации, которая принимается сегодня государственными органами, трудно даже специалистам. Поэтому было принято решение организовать единое официальное печатное издание, в котором бы в полном объеме обнародовались все новые правовые акты, независимо от того, от какого государственного органа они исходят. Мы понимаем, что воплотить на должном уровне эту идею будет непросто. Пока планируем организовать выпуск еженедельного издания объемом 150-200 страниц и тиражом, способным удовлетворить запросы всех желающих. Возможно, время подскажет другую идею.
- Вероятно, розничная цена такого издания значительно превысит стоимость любого другого еженедельника, журнала, бюллетеня. Многие ли, даже при острой необходимости, смогут позволить себе раз в неделю такие расходы?
- Конечно, цена более или менее серьезного издания сегодня не может быть чисто символической, и это касается не только частных изданий. Ведь государство тоже не может себе позволить бесконечно финансировать те сферы деятельности, которые способны окупать себя сами. Однако стараемся руководствоваться здравым смыслом. Уже сейчас можно сказать, что подписная цена на печатный вариант Реестра не будет превышать суммарную стоимость нескольких современных изданий документально-правового характера. Кроме того, рассматривается возможность тиражирования и распространения издания в электронном виде, на компакт-дисках.
- В связи с созданием компьютерного варианта Национального реестра не собираетесь ли вы отказаться от эталонного банка данных правовой информации?
- Разумеется, нет. Ведь создание Национального реестра - один из этапов совершенствования эталонного банка, который приобретает со временем новый статус. Реестр служит упорядочению и систематизации законодательства, эталонный же банк обеспечивает поддержание правовых актов в контрольном состоянии, а также быстрый поиск необходимой информации. При этом эталонный банк будет содержать только правовые акты, включенные в Национальный реестр.
- С введением Реестра будет ли упразднена регистрация ведомственных нормативных актов, которой сегодня занимается Министерство юстиции? Что вы можете сказать по этому поводу?
- Основная цель такой регистрации - это получить заключение специалистов о том, что конкретный ведомственный акт соответствует Конституции, решениям главы государства и законам Республики Беларусь. Необходимость государственного контроля за нормотворчеством республиканских органов госуправления и иных уполномоченных на то органов очевидна. Поэтому он не упраздняется, а даже расширяется: Указом о Реестре предусмотрено введение правовой экспертизы решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. И эта функция по-прежнему остается за Минюстом. Речь в данном случае идет об изменении самой процедуры регистрации, привязке ее к системе Национального реестра.
- А с какой целью предполагается создать компьютерный банк данных законопроектов?
- Формирование этого банка данных предусмотрено Указом Президента № 376 от 24.07.98 г. Цель - составить полную картину процесса законотворчества в республике, существенно упростить доступ заинтересованных государственных органов к такой информации, чтобы в конечном итоге лучше координировать законотворческую деятельность, а также накопить информацию для последующего системного анализа и выработки рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки и принятия законопроектов.
- Какая роль в этом деле отводится Национальному центру правовой информации?
- На наш Центр возлагается задача создания и ведения банка данных. Ведь он является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации как на бумажных, так и электронных носителях. Кроме того, технология ведения банка законопроектов имеет много общего с ведением эталонного банка данных правовой информации.
- Будет ли и банк законопроектов общедоступным?
- В настоящее время такой необходимости нет, поэтому планируется установить его в тех структурах, которые непосредственно занимаются законотворческой деятельностью: в Администрации Президента, обеих палатах Национального собрания, Совете Министров и Национальном центре законопроектной деятельности. Не исключено, что в дальнейшем доступ к банку данных будет расширен. Кроме того, опыт других стран свидетельствует о возможности использования подобных банков данных для широкого обсуждения того или иного законопроекта либо для выяснения общественного мнения о конкретных положениях готовящегося к принятию нормативного акта.
- В нашем разговоре нельзя обойти тему лицензирования распространения правовой информации. Какими документами регулируется этот процесс и кто главный исполнитель?
- В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 42 от 13.01.98 г., лицензии на право осуществления деятельности по распространению правовой информации выдаются Министерством юстиции. Принятые им решения согласовываются с Национальным центром правовой информации. Работники Центра участвуют также в работе комиссии по выдаче данных лицензий.
Кроме названного документа этот процесс регулируется постановлением Совмина № 602 от 15.04.98 г., а также Положением о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по распространению правовой информации. Других документов на сей счет нет.
- Многие субъекты хозяйствования, работающие в области распространения правовой информации и подавшие документы на получение лицензии, сегодня находятся как бы в подвешенном состоянии: лицензии не дают и в то же время не отказывают в их выдаче. Возникает вопрос: вправе ли они распространять правовую информацию в этот период?
- На этот вопрос в Минюсте, очевидно, дали бы более полный и конкретный ответ. Я же отмечу, что вопрос о выдаче данных лицензий тем субъектам хозяйствования, которые выполнили требования правительства и до 15 июня с.г. представили в Министерство юстиции все необходимые документы, будет решаться по установленной в Положении процедуре. Те же субъекты, которым уже отказано в выдаче лицензии (например, ООО "СофтИнформ"), обязаны прекратить вышеназванную деятельность, иначе к ним будут применены законодательные санкции.