• VK
  • odnoklassniki
  • Facebook
  • Twitter
  • Youtube
  • Telegram
  • viber

Государственная система правовой информации: современное состояние и перспективы развития

25.03.2000

Государственная система правовой информации: современное состояние и перспективы развития

Издание : Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь
Номер : № 2 (45), 2000 г.

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) – это новая государственная структура, вызванная к жизни острой потребностью в построении единой государственной системы правовой информации (ГСПИ), формировании согласованного информационного пространства Содружества Независимых Государств.

НЦПИ был образован в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338. Согласно Указу он является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации на бумажных и электронных (магнитных) носителях, создания межгосударственной системы обмена правовой информацией.

Идея использования современных информационных технологий для обеспечения юристов республики правовой информацией была обозначена еще в начале 1992 года в Концепции судебно-правовой реформы республики, но реальные шаги по ее реализации начались только с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1994 г. № 50 ”О мерах по формированию республиканского эталонного банка данных правовой информации“.

Благодаря пониманию и поддержке со стороны Администрации Президента Республики Беларусь НЦПИ сегодня – самая современная в СНГ и, пожалуй, одна из передовых в Европе государственных структур по организации баз данных правовой информации и обмену правовой информацией. Это результат осуществления активной и творческой работы по реализации указов Президента Республики Беларусь и распоряжений Главы Администрации Президента Республики Беларусь, направленных на создание и развитие ГСПИ.

* * *

Стратегически важными при создании единой государственной системы правовой информации на сегодняшний день для НЦПИ являются два направления.

Во-первых, это разработка и постоянное совершенствование государственной автоматизированной системы правовой информации, составляющими частями которой являются: формирование и ведение эталонного банка данных правовой информации (ЭБДПИ), Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, компьютерного банка данных проектов законов, Единого правового классификатора и обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией.

Во-вторых, это создание единой государственной системы распространения правовой информации как на бумажных, так и на электронных носителях, включая развитые виды телекоммуникационного обеспечения, прежде всего сети Internet.

В настоящее время в НЦПИ разработана современная технология ведения и формирования ЭБДПИ, в котором по состоянию на 31.12.1999 содержится 26 345 правовых актов. За прошедший год количество правовых актов в нем выросло на 24%, ЭБДПИ успешно прошел экспертизу Министерства юстиции.

В отличие от других стран СНГ в Республике Беларусь решены вопросы консолидации поступления потоков правовой информации в одну государственную структуру на уровне всех ветвей власти. Разработан и действует порядок обязательного и своевременного предоставления в НЦПИ принятых нормативных правовых актов. Это принципиальное достижение. В других государствах СНГ нерешенность этих вопросов предопределила дублирование работ, неполноту эталонных банков и другие проблемы.

Единство технологий, на которых основаны ЭБДПИ, компьютерный банк данных проектов законов и иные базы и банки данных, позволяет унифицировать процессы создания и распространения правовой информации. На основе отработанной в Центре технологии формирования и ведения ЭБДПИ созданы еще пять банков данных правовой информации, среди которых банки данных распоряжений Президента Республики Беларусь и Главы Администрации Президента Республики Беларусь, банк данных решений местных органов управления, банк данных судебной практики и др.

Уместно отметить и то, что НЦПИ первым в СНГ начал записывать базы данных на CD, то есть на компакт-диски, и сейчас является наиболее ”продвинутым“ в активном использовании и внедрении этой технологии в работе с системами правовой информации.

Практически на сегодняшний день существует уникальная государственная межведомственная автоматизированная система управления и работы с правовой информацией, которая постоянно совершенствуется и развивается и которая реально внедрена на всех уровнях управления республикой.

Применение новейших информационных технологий в правовой сфере – это перманентный процесс, который позволяет НЦПИ решать поставленные перед ним задачи. Именно благодаря разработанным и внедренным информационным технологиям стало возможным в рекордно короткие сроки выполнить поручение Главы Администрации Президента Республики Беларусь – подготовить и издать для зарубежных инвесторов сборник нормативных актов Республики Беларусь на английском языке.

ЭБДПИ – это первое из четырех направлений в построении государственной системы правовой информации, создание которого потребовало и требует немалых усилий в организационном, техническом и даже психологическом плане.

Вторым революционно-созида-тельным направлением работы НЦПИ стало введение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, предусмотренное Указом Президента от 20 июля 1998 г. № 369. Идея создания государственной системы учета правовых актов, составляющих законодательство республики, вынашивалась давно и состоялась благодаря пониманию и поддержке со стороны Главы Государства.

В обращении к читателям, опубликованном в первом номере Национального реестра, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подчеркнул значение этого издания и отметил, что оно ”является важным шагом построения правового государства, необходимым этапом формирования упорядоченной, доступной системы законодательства Республики Беларусь“.

Впервые в республике дважды в неделю выходит уникальное, общедоступное печатное издание, содержащее нормативные правовые акты всех уровней (от законов, декретов и указов Президента до решений местных советов, их исполнительных и распорядительных органов). За 1999 год было выпущено 96 номеров Национального реестра, который стал реальным подспорьем для многих и многих специалистов, работающих в государственных органах, для практикующих юристов, населения в целом, а количество подписчиков увеличилось в 2,4 раза.

Национальный реестр постепенно придет на смену многочисленным разрозненным ведомственным изданиям правового характера, не являющимся столь оперативными и полными, что не только упорядочит и систематизирует законодательство Республики Беларусь, но и позволит существенно сократить государственные расходы на официальное опубликование правовых актов.

Национальный реестр – это не только и не столько издание, но и система учета правовых актов Республики Беларусь, принимающихся как высшими органами государственной власти, так и министерствами, ведомствами, местными органами управления и самоуправления.

На сегодняшний день организована четкая регистрация и обработка правовых актов, поступающих в НЦПИ для включения в Национальный реестр. Подготовлен и утвержден соответствующими распоряжениями Главы Администрации Президента Республики Беларусь график предоставления государственными органами сведений и текстов правовых актов для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

По состоянию на 31.12.1999 в Национальный реестр включены 7697 правовых актов, в том числе 2005 действующих правовых актов, принятых (изданных) 26 государственными органами до 01.01.1999.

Следует отметить, что в 2000 году ожидается увеличение примерно в 3 раза числа правовых актов, подлежащих регистрации в Национальном реестре и принятых до 01.01.1999. Это связано с выполнением важнейшей государственной задачи – инвентаризацией существующего законодательства. 7 апреля текущего года, выступая с Посланием к Национальному собранию, Президент Республики Беларусь отметил, что нередко по одному и тому же вопросу существует несколько разновременно изданных актов, не согласованных и даже противоречащих друг другу. Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 ”О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь“ определяет срок завершения работы по инвентаризации законодательства – 1 января 2001 г.

Третьим направлением в построении государственной системы правовой информации является компьютерный банк данных проектов законов, создание которого было предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 376. В короткое время Центр разработал технологию и соответствующее программное обеспечение, организовал сбор и учет проектов законов и сопроводительных документов. А по состоянию на 31.12.1999 в компьютерном банке данных проектов законов уже находилось 4310 документов, что в 3,26 раза больше, чем в конце 1998 г.

Наконец, в целях обеспечения систематизации и кодификации законодательства, обмена правовой информацией, ведения Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, формирования ЭБДПИ в Центре был разработан Единый правовой классификатор Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1.

В построении ГСПИ нашей страны особая роль отводится организации адекватного межгосударственного обмена правовой информацией.

НЦПИ последовательно проводит работу по созданию электронной библиотеки по зарубежному законодательству. В настоящее время он располагает 15 правовыми базами данных других стран и межгосударственных образований на компакт-дисках, которые образуют фонд электронной библиотеки, служащей для организации информационного обеспечения в первую очередь государственных органов Республики Беларусь.

События в рамках деятельности Республики Беларусь в Координационном совете по информатизации государств-участников СНГ, показывают, что Центр может и должен стать реальным лидером в процессах создания системы обмена правовой информации. С самого начала своего образования НЦПИ последовательно принимал участие в работе Координационного совета и выдвинул ряд конструктивных идей по созданию межгосударственной системы обмена правовой информацией. В результате предложения Центра, одобренные Правительством Республики Беларусь, о создании такой системы на базе НЦПИ были приняты на последнем заседании Координационного совета по информатизации государств-участников СНГ, состоявшемся 16-17 декабря 1999 г. Это свидетельствует о правильности и адекватности выбранных НЦПИ направлений в сфере правовой информатизации республики, в том числе в области межгосударственного обмена правовой информацией.

С целью удовлетворения потребностей пользователей Республики Беларусь в правовой информации Российской Федерации и развития научно-технического сотрудничества в области правовой информатизации по инициативе НЦПИ заключены соглашения с Научно-техническим центром ”Система“ Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Научным центром правовой информации Министерства юстиции Российской Федерации. Создана база данных правовой информации Республики Беларусь и Российской Федерации в одной программной оболочке.

Базой данных правовой информации Российской Федерации обеспечены практически все высшие органы государственной власти Республики Беларусь, которые этого пожелали. Организовано также постоянное обеспечение правовой информацией о законодательстве Республики Беларусь Администрации Президента, Аппарата Правительства Российской Федерации.

Перед НЦПИ поставлена задача обеспечения проектами законов Российской Федерации государственных органов Республики Беларусь. В результате проведенного исследования были подготовлены и одобрены Главой Администрации Президента Республики Беларусь предложения Центра, направленные на реализацию этой задачи. 27 декабря 1999 г. был подписан Договор с информационным агентством ”АКДИ Экономика и жизнь“ о сотрудничестве в области обмена информацией о законодательной и законопроектной деятельности Российской Федерации и Республики Беларусь, предусматривающий зеркалирование информационных каналов обеих палат Федерального Собрания Российской Феде рации на сервере НЦПИ. Государственные органы Республики Беларусь смогут получать информацию о проектах законов Российской Федерации с сервера НЦПИ по сети Internet или оптоволоконным линиям.

Двигаясь в направлении информатизации общества, НЦПИ разработал и 1 октября 1998 г. открыл свой узел в сети Internet.

Уже сегодня Internet-узел НЦПИ предоставляет свободный доступ к декретам и указам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, а также постановлениям Совета Министров, включенным в Национальный реестр правовых актов. Ежедневно в сети Internet появляются сведения о включенных в Национальный реестр нормативных актах.

В целом доступ через Internet реализован к более чем 6000 документам ЭБДПИ. За время работы сайта (с 1 октября 1998 г.) всего было зарегистрировано более 40 тысяч запросов в банк данных. В результате пользователями было получено около 25 000 текстов. Общее количество обращений к Internet-узлу НЦПИ за прошедший год возросло более чем в 8,5 раза, а по рейтингу популярности Республики Беларусь узел НЦПИ в числе первой десятки.

Более того, организована Рассылка по электронной почте новостей законодательства Республики Беларусь.

В развитие поручений коллегии Администрации Президента Республики Беларусь на нашем узле Internet уже размещены и своевременно актуализируются 60 правовых актов Республики Беларусь на английском языке. С момента существования базы данных на английском языке (с 1 июня 1999 г.) практически три тысячи посетителей получили бесплатную возможность ознакомиться с нормативными правовыми актами Республики Беларусь на английском языке и удостовериться в открытости законодательства нашей страны для мирового сообщества.

Распространение правовой информации через Internet в значительной степени способствует поддержанию в странах ближнего и дальнего зарубежья имиджа Республики Беларусь как высокоразвитого государства.

Таким образом, с одной стороны, аккумуляция правовой информации в виде банков и баз данных и новейшие информационные технологии их формирования и ведения, а с другой – распространение правовой информации как на традиционных, так и на самых современных носителях являются исходными постулатами для создания государственной системы правовой информации.

Следует подчеркнуть, что именно в распространении правовой информации и, прежде всего, в обеспечении правовой информацией государственных органов мы видим важнейшую цель создания и ключевой элемент функционирования единой государственной системы правовой информации.

В целях информационно-правового обеспечения государственных органов по состоянию на конец 1999 г. установлено и постоянно обновляется 969 комплектов копий эталонного банка данных (из них 409 комплектов в 104 организациях – безвозмездно). Для оптимальной организации обеспечения правовой информацией структур Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного Секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь и Управления делами Президента Республики Беларусь в НЦПИ создано специальное подразделение.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 ”О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации“ в конце 1999 года создано 7 региональных центров правовой информации (РЦПИ). При том одной из основных задач их деятельности является распространение официальной правовой информации на местах, дальнейшее совершенствование ГСПИ путем содействия формированию баз данных нормативных правовых актов областных (Минского городского) Советов депутатов и соответствующих исполнительных и распорядительных органов.

Для решения проблемы повышения оперативности обеспечения пользователей, и прежде всего государственных органов, правовой информацией НЦПИ подготовил и направил в Администрацию Президента Республики Беларусь свои предложения о создании высокоскоростной информационной магистрали, объединяющей на первом этапе Администрацию Президента Республики Беларусь, Совет Министров, Национальное собрание, Национальный центр законопроектной деятельности и НЦПИ. Создание такой магистрали позволит подключить пользователей государственных органов непосредственно к ЭБДПИ и обеспечить им доступ к другим информационным ресурсам НЦПИ, в том числе к формируемой библиотеке зарубежного законодательства на компакт-дисках. В этом случае новое качество также обретет банк данных проектов законов, разработанный и ведущийся в НЦПИ, который уже сегодня используется Национальным собранием, Администрацией Президента, Советом Министров, Национальным центром законопроектной деятельности.

Деятельность НЦПИ по распространению правовой информации охватывает широкий спектр мероприятий и включает в себя не только распространение правовой информации в электронном виде, но и выпуск в свет печатных изданий.

НЦПИ издал два систематизированных сборника нормативных актов Президента Республики Беларусь (1994-1997 гг. и 1994-1998 гг.). Их выпуску предшествовала масштабная работа по систематизации и актуализации законодательства. Уникальность изданий заключается в том, что нормативные правовые акты в них приведены в контрольном состоянии. Изданию и первого и второго сборника предшествовали указы Президента Республики Беларусь, в соответствии с которыми данные сборники считаются официальными изданиями актов Президента Республики Беларусь.

В НЦПИ изданы Таможенный кодекс Республики Беларусь, Сборник законодательства Республики Беларусь о трудовой и исполнительской дисциплине, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодексы Республики Беларусь о земле, о недрах и Водный кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, готовятся к изданию Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы.

Выступая гарантом получения всеми заинтересованными государственными органами и гражданами правовой информации, государство должно не только обеспечивать, но и контролировать данный процесс. Поэтому в 1998 году вступило в силу требование об обязательном лицензировании деятельности по распространению правовой информации. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что лицензирование явилось положительным шагом, от которого конечные потребители правовой информации только выиграли: значительно повысилось качество правовой информации, распространяемой как в форме банков данных, так и на бумажных носителях и, как следствие, выросло качество правовых услуг и их адекватность текущему состоянию законодательства.

НЦПИ выступает не только как государственное учреждение, в чьи функции входит компьютерное накопление, обработка, актуализация и распространение правовой информации, но и как научно-практическое учреждение, динамично развивающее методологические основы правовой информатизации, в том числе процессов создания и развития ГСПИ.

Для анализа проблем и подготовки предложений по формированию в Республике Беларусь единой государственной системы правовой информации, определения приоритетных направлений научно-практических исследований и разработок в области правовой информатизации, обсуждения и оценки результатов научно-практических работ в НЦПИ создан научно-консультативный совет. Его членами являются заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, профессор, доктор юридических наук А.М.Абрамович, судья Конституционного Суда Республики Беларусь В.В.Подгруша, заместитель начальника ГГПУ Администрации Президента Республики Беларусь, кандидат юридических наук И.П.Сидорчук, доктор физико-математических наук М.К.Кравцов и другие высококвалифицированные ученые и практики республики.

Научно-исследовательская работа в НЦПИ носит прикладной характер и направлена в первую очередь на достижение конкретных результатов. Особенно наглядно это прослеживается в процессах совершенствования технологии ЭБДПИ, когда от начала проектирования до внедрения законченной разработки проходит меньше года. Сотрудники НЦПИ ведут разработку научных тем по ряду основных направлений, связанных с дальнейшим совершенствованием ЭБДПИ, ведением Национального реестра, компьютерного банка данных проектов законов, а также автоматизации деятельности создателей проектов нормативных правовых актов.

При выполнении поручений Президента Республики Беларусь по обеспечению правовой информацией судебной системы Республики Беларусь разработан опытный образец автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы правовой информации для обеспечения ею Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов, а также создана и передана в опытную эксплуатацию информационно-телекоммуникационная система правовой информации в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции. В текущем году начнется внедрение этих систем.

Для реализации и развития прикладных возможностей ГСПИ НЦПИ активно участвует также в выполнении президентской программы "Компьютеризация населения" (подпрограмма "Бытовая электроника"). НЦПИ разработал опытные образцы тематических банков данных "Домашний адвокат", "Социальная защита населения" и "Защита прав потребителей". Эти работы получили положительную экспертную оценку в ГКНТ и рекомендованы к внедрению.

Принципиально важными для методологии правовой информатизации и информации являются разработанные в НЦПИ Концепция правовой информатизации Республики Беларусь, Концепция создания и развития государственной автоматизированной системы правовой информации Республики Беларусь, Концепция автоматизации судебной системы Республики Беларусь. Кроме того, сотрудники НЦПИ приняли активное участие в разработке Концепции государственной политики в области информатизации, которая одобрена Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 "О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь".

С целью обеспечения условий для широкого обсуждения научных проблем правовой информатизации и привлечения к нему научных кадров и специалистов республики организовано издание ежегодного сборника научных статей "Проблемы правовой информатизации". Вышли в свет два выпуска. Эти сборники получили высокую оценку специалистов.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что внедрение современных информационных технологий в правовую сферу позволит качественно улучшить информационное обеспечение процессов принятия управленческих решений, приведет к значительному повышению эффективности деятельности государственных органов, экономии бюджетных средств.

Единая государственная система правовой информации, которая должна быть создана в результате осуществления целенаправленных действий по решению проблем правовой информатизации в республике, реально позволит осуществлять информационное взаимодействие государственных органов, юридических и физических лиц для обеспечения эффективной управленческой, правоприменительной и правотворческой деятельности.

 

Директор Национального центра правовой информации Республики Беларусь

Ю.И. Кашинский


25 марта 2000Г.
Pravo.by
Эталон ONLINE
Правовой форум
Детский правовой сайт
Подняться наверх