• VK
  • odnoklassniki
  • Facebook
  • Twitter
  • Youtube
  • Telegram
  • viber

Эра информационных технологий

14.10.2003

Эра информационных технологий

Издание : Советская Белоруссия
Номер : 192 (21858)
Автор статьи : Дмитрий Булахов

Мир стремительно меняется, третье тысячелетие человечество встречает как эру информационных технологий. На смену индустриальному обществу XX века приходит общество информационное, в котором компьютер и глобальная связь становятся неотъемлемыми атрибутами повседневности.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало определяющей тенденцией развития человечества.

И немудрено, ведь ИКТ коренным образом меняют жизнь миллиардов людей, на наших глазах формируется единое мировое информационное пространство.

Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для развития экономики на уровне государств и компаний, так и для повышения эффективности процессов управления на всех уровнях.

Не менее важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации, в том числе через глобальную сеть Интернет.

Этот процесс приобрел интернациональный и необратимый характер. Осознавая значимость широкого применения ИКТ, эксперты готовят сейчас всемирную встречу на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS).

На встрече, которая пройдет в два этапа - в 2003 году в Женеве и в 2005-м в Тунисе, предполагается принять мировой план действий и сформулировать основные принципы развития информационного общества. Эти документы готовятся исходя из общего стремления всех государств построить ориентированное на интересы людей информационное общество для всех, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и группам возможность в полной мере реализовать свой потенциал и неуклонно повышать качество своей жизни.

Государства - участники СНГ не стоят в стороне от этого процесса. В рамках подготовки к WSIS в Содружестве Независимых Государств приняты декларация и резолюция Бишкекско-Московской конференции по информационному обществу.

Указанные документы призывают шире использовать накопленный в странах СНГ интеллектуальный, научно-технический и образовательный потенциал для развития и осуждают использование ИКТ для целей, не совместимых с международной стабильностью и безопасностью.

Участники Бишкекско-Московской конференции обратились к международным организациям и инвесторам с предложением о сотрудничестве в развитии ИКТ в регионе по наиболее важным приоритетным отраслям (телемедицина и дистанционное обучение, создание широкой сети пунктов коллективного доступа на местном уровне, использование высокочастотных каналов связи, обеспечение доступа широких масс населения стран СНГ к мировым информационным ресурсам, в том числе к информации по правовым вопросам).

Ведется большая работа по реализации Концепции информационного пространства СНГ, освоению принятых в мировой практике подходов к нормативно-правовому регулированию информационных обменов, внедрению в практику новых информационных технологий, и надо отметить, что к настоящему моменту накоплен определенный опыт в создании межгосударственных телекоммуникационных и информационных систем.

В качестве примера можно привести Межгосударственную программу создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года.

Программа определяет принципиальные решения и комплекс мероприятий по созданию и организации функционирования интегрированной сети информационно-маркетинговых центров. Реализация программы позволит государствам Содружества упростить и ускорить внедрение в практику торговых и финансовых процедур, основанных на использовании новых информационных технологий и средств цифровой связи.

Следует отметить, что представители Беларуси участвуют в этом процессе достаточно активно, ведь нашим специалистам есть что сказать и есть что показать на мировом уровне.

Мне как юристу-практику, занимающемуся вопросами взаимодействия государств - участников СНГ, естественно, ближе та область информационных технологий, которая позволяет задействовать ИКТ в правовой сфере, и особенно в области межгосударственного сотрудничества.

Сравнивая состояние правовой информатизации в разных странах, могу сказать, что Беларусь имеет значительные достижения, которыми можно гордиться. Без преувеличения отмечу, что в этой области наша страна позиционируется в одном ряду с развитыми странами мира. Именно белорусский опыт и разработки в области правовой информатизации используются многими государствами СНГ в качестве базовых моделей при разработке аналогичных национальных систем и в области межгосударственного сотрудничества.

В значительной степени это связано с практической деятельностью Национального центра правовой информации (НЦПИ) Беларуси. НЦПИ является одним из лидеров в процессах правовой информатизации в СНГ и последовательно проводит активную политику по внедрению единых технологических и социальных стандартов в сфере правовой информатизации, по созданию системы межгосударственного обмена правовой информацией.

Ведущая роль НЦПИ в процессах правовой информатизации СНГ определяется многими факторами, в том числе исторически сложившимся и сохраненным научно-техническим потенциалом белорусского общества, внимательным отношением руководства страны к проблемам информатизации в целом и правовой информатизации в частности, творческим восприятием международного опыта и открытостью белорусской практики.

Благодаря деятельности НЦПИ в Беларуси стало возможным создание эффективной модели государственной системы правовой информации (ГСПИ), отличительная особенность которой - ее универсальность, позволяющая применить, адаптировать эту систему к интеграционным отношениям, в том числе в рамках СНГ. Основными компонентами белорусской модели ГСПИ являются: во-первых, поддерживаемый в актуальном состоянии и развивающийся эталонный государственный нормативный правовой ресурс.

Его создание стало возможным прежде всего потому, что удалось консолидировать потоки правовой информации в одну государственную структуру на уровне всех ветвей власти и наладить механизм обязательной правовой экспертизы нормативных правовых актов.

В результате на всей территории государства распространяется и применяется абсолютно одинаковая (эталонная) правовая информация.

Во-вторых, разветвленная система распространения правовой информации, что позволяет обеспечить официальной, полной и актуальной правовой информацией все государственные органы, всех юридических и физических лиц.

Эта система имеет многовекторный характер, включая как традиционный выпуск печатных правовых изданий, так и использование современных компьютерных и Интернет-технологий.

В-третьих, система межгосударственного обмена правовой информацией, в которой нашел отражение накопленный опыт научно-практической деятельности по созданию автоматизированных систем обмена правовой информацией.

Определен также коммуникативный формат для предоставления информации, ориентированный на использование в межгосударственных отношениях.

Особо следует отметить выпуск официального издания Национального реестра правовых актов Беларуси, которое выходит 12 раз в месяц и содержит все правовые акты, принимаемые в стране, является уникальным на территории бывшего СССР.

Кроме того, постоянный рост социальной значимости правовых ресурсов закономерно привел к созданию Национального правового Интернет-портала Беларуси - основного государственного информационного ресурса глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации.

Реальным подтверждением ценности белорусского опыта в сфере правовой информатизации и международного авторитета НЦПИ стало признание его научных и практических разработок в области формирования информационно-правовых ресурсов в качестве базовых для построения системы межгосударственного обмена правовой информацией в рамках СНГ.

Хотелось бы отметить, что проводимые НЦПИ как в Беларуси, так и на уровне СНГ активные научно-практические работы по развитию правовой информатизации, созданию государственной системы правовой информации и построению системы межгосударственного обмена правовой информацией взаимообусловлены. Внутригосударственный опыт с успехом используется на международной арене в разрабатываемых и принимаемых в рамках СНГ документах, а совместные решения в рамках Содружества успешно внедряются в национальную практику.

Дмитрий БУЛАХОВ,
первый заместитель председателя Исполнительного комитета СНГ


14 октября 2003Г.
Pravo.by
Эталон ONLINE
Правовой форум
Детский правовой сайт
Подняться наверх