02.06.2015

Справедливость онлайн

Издание : Союз - Евразия
Номер : 11 (26)

Есть удобства, которые мы воспринимаем как должное. Например, законодательные акты, большинство из которых находятся в свободном доступе на сайте www.pravo.by. Или уведомления о платежах, которые приходят на электронную почту. Для Евразийского экономического союза – это госзакупки, которые можно оформить в электронном виде. Эти когда-то новшества, а сейчас естественная часть нашей жизни,– одно из направлений деятельности электронного правительства.

Электронное правительство – это система, в которой документы государственного управления переведены в электронный формат. Благодаря ей минимизируется контакт между заявителем и государством. А значит, на корню предотвращается возможность коррупции в госорганах. «E-government» затрагивает социальную, культурную, медицинскую и, конечно, юридическую сферу управления. Как раз о последней и шла речь на Пятой международной научно-практической конференции «Информационные технологии и право».

Мероприятие собрало более 300 гостей из Беларуси, а также России, Казахстана, Литвы, Республики Корея (она признана мировым лидером по развитию электронного правительства) и других стран. В таком крупном масштабе мероприятие проходило впервые. Его цель была не только обсудить насущные вопросы информатизации правовой сферы, но и определиться с ее дальнейшим развитием для нашей страны. Это невозможно без изучения опыта других государств.

– Мы активно сотрудничаем с Центром правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации, а также с компанией «Система» Федеральной службы охраны России. Обмениваемся информацией, и это происходит в двустороннем порядке. С другими странами ЕАЭС у нас установлены дружеские, партнерские отношения. Когда в этом есть потребность, мы можем к ним обращаться. При этом нужно понимать, что технология не может быть полностью скопирована. Она адаптируется индивидуально под каждое государство,– пояснил корреспонденту «СЕ» директор Национального центра правовой информации Республики Беларусь Евгений Коваленко.

По его словам, речь идет даже не о перенятии конкретных технологий, а скорее о концепциях, которые используются в других странах. Основываясь на их опыте, Беларусь сможет создавать собственные решения в электронном правосудии. «Наше общество приходит к пониманию важности, полезности и удобства соответствующих ресурсов. Мы постепенно переходим к использованию информационных технологий в повседневной жизни, даже, может быть, не замечая этого», – подчеркнул Евгений Коваленко.

Элементы электронного правительства в Беларуси уже есть, утверждает директор НЦПИ. Например, белорусы могут получить некоторые справки, заказав их с использованием электронно-цифровой подписи. Кроме того, сейчас формируется Банк судебных решений. Он распространяется через информационно-правовые ресурсы Национального центра правовой информации. Это оффлайн-версия справочной системы «Эталон» и информационно-правовая система «Эталон-онлайн», которая работает посредством интернет-доступа. За пользование новшеством взимается минимальная плата для того, чтобы покрыть затраты НЦПИ.

Особый интерес на конференции представлял опыт электронного правосудия зарубежных коллег. «Сейчас многие страны СНГ находятся на ранней стадии внедрения информационных и электронных технологий в судебной системе»,– поделилась своими наблюдениями Людмила Панферова, руководитель секретариата Председателя Экономического Суда Содружества Независимых Государств, которая анализировала практику и деятельность национальных судов стран – участниц Содружества.

На ее взгляд, наибольших успехов в этом добился Казахстан. Например, там создана Единая электронная система судебных органов, которая является составной частью Единого портала электронного правительства Республики Казахстан. На ней не только субъекты хозяйствования, но и граждане могут через заполнение специальной формы подавать исковые заявления, ходатайства в суд, делать замечания на протокол судебного заседания. Людмила Андреевна считает, что это стало возможным благодаря использованию электронно-цифровой подписи. Документ с ней приравнивается к подлиннику. Это помогает избегать бумажной волокиты и снижает географический фактор.

Помимо этого, в Казахстане, как в России и некоторых других странах, проводится видео-конференц-связь на судебных заседаниях. Дополняя эту мысль, Валерий Калинкович, первый заместитель Председателя Верховного Суда Беларуси, подчеркнул, что данная технология должна использоваться в случаях действительно необходимых. Например, когда человек в силу физических ограничений не может выйти из квартиры.

– Что касается администрирования судебных дел в электронном виде, то в этом преуспела Украина, – считает Людмила Панферова. – В ее судах используется система, которая автоматически формирует все материалы дела, документы по нему, ходатайства и замечания. При этом дела распределяются между судьями, с учетом того, кто из них на больничном, в отпуске, насколько загружен. Все решает машина, исключающая человеческий фактор и предусматривающая, например, невозможность рассмотрения дела родственника судьи.


Вернуться в список статей


На главнуюКарта сайтаКонтактыEnglish
 Поиск по сайту 
   
 Быстрый переход 
Подписка на Национальный реестр правовых актов

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Правовой форум Беларуси

Детский правовой сайт

Журнал Право.by

Подписка на журнал Правобай

НЦПИ вTwitter

Видеоканал НЦПИ на YouTube

Страница Pravo,by ВКонтакте

Pravo.by in Facebook

Страница Pravo.by в Одноклассниках

Многоязычный словарь юридических терминов

РЦПИ Минской области

Интернет-магазин РЦПИ Минской области

Акция 3+2 на 2017 год

Акция «Все включено»

Зарубежное законодательство

ИПС «ЭТАЛОН-СТАНДАРТ»

Акция Юбилейная к 20 летию НЦПИ


 Наши счетчики 

 

© Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1998-2017
Адрес: Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Берсона, 1а.
тел. факс 375-17-2799909; e-mail: sales@ncpi.gov.by
Дизайн сайта основан на разработке
Pixelhead