17.07.2002

Информационные технологии в правосудии

Издание : Право Беларуси
Номер : 17/07/2002 № 1
Автор статьи : Ю.И. Кашинский

Идея использования современных информационных технологий для обеспечения деятельности судов Республики Беларусь была обозначена еще в 1992 г. в Концепции судебно-правовой реформы. Однако ускорение применению информационных и компьютерных технологий в судебной системе, как одной из основных составляющих процесса правовой информатизации, было придано созданием Национального центра правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 "О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997., № 17 - 18, ст. 625).

На сегодняшний день НЦПИ на основе принятых Президентом Республики Беларусь указов (1997-2001) создана уникальная модель государственной системы правовой информации (ГСПИ), основное назначение которой – аккумулирование, формирование и распространение достоверной, актуальной и полной правовой информации. Это позволяет оперативно обеспечивать все государственные органы Республики Беларусь официальной правовой информацией на основе Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и эталонного банка данных правовой информации.

Однако только сопровождения и поддержки ГСПИ уже недостаточно для эффективного обеспечения правовой информацией как государственных органов в целом, так и правоприменительных органов в частности. Необходимо дальнейшее развитие процессов правовой информатизации, внедрение новейших компьютерных технологий в судопроизводство, создание эффективных систем обмена данными как между, так и внутри судов.

В целях внедрения информационных технологий в сферу правосудия НЦПИ разработал, согласовал с высшими судебными инстанциями и совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь утвердил Концепцию автоматизации судебной системы Республики Беларусь, обеспечившую исходный базис применения информационных технологий в правосудии.

Указанная Концепция предполагает применение новейших информационных технологий в деятельности судов на основе использования средств вычислительной техники и создания программных комплексов и систем. Это позволит в свою очередь автоматизировать процессы судо- и делопроизводства, сократить сроки рассмотрения дел в судах, ускорить и усовершенствовать обработку как статистической, так и иной информации, предоставит возможность для освобождения времени, необходимого для анализа дел.

Концепция определила основные направления автоматизации судебной системы. В процессе ее реализации проведен ряд комплексных работ по созданию программных средств автоматизации деятельности органов, учреждений юстиции и судов, начатых еще в 1993 г. Эти разработки нацелены на компьютеризацию деятельности специалистов разного профиля и предназначались в первую очередь для работников центрального аппарата Министерства юстиции, областных управлений юстиции, районных судов, нотариальных контор и частных нотариусов, юридических консультаций.

В то же время следует отметить, что обозначенные Концепцией направления требуют уточнения. Опыт проведенных работ, несмотря на достигнутые результаты, свидетельствует о необходимости системно-комплексного подхода к их решению, т.е. создания единой государственной программы автоматизации судебной деятельности.

Созданные НЦПИ информационные технологии в виде пакетов прикладных программ для различных уровней системы – от районного суда, областного управления юстиции до Минюста – существенно облегчили труд специалистов по статистике. Они образовали взаимосвязанный комплекс, предельно минимизирующий ручной ввод статистических данных, позволяющий автоматически формировать статистические судебные отчеты. Пакеты программ успешно эксплуатировались во всех областных и в Минском городском управлениях юстиции, в управлении организационного обеспечения деятельности судов Минюста.

С 1995 г. в Республиканском центре правовой информации (в последующем преобразованном в НЦПИ) разрабатывалась и в 1998 г. сдана государственной комиссии первая очередь интегрированной автоматизированной системы управления органов, учреждений юстиции и судов Республики Беларусь на уровне центрального аппарата Министерства юстиции. Эта система позволяет осуществить комплексную автоматизацию деятельности центрального аппарата Министерства и объединяет все автоматизированные рабочие места.

Кроме того, в этом же году завершена разработка и во всех областных и Минском городском управлениях юстиции внедрена автоматизированная система "Учет судимостей", включающая программные средства областного и республиканского уровней, предназначенные для обработки статистической информации по учету судимостей. В 1999 г. на основании договора между НЦПИ и Минюстом выполнялось сопровождение этой системы, а в 2000 г. она передана в Минюст для дальнейшей эксплуатации и сопровождения.

Одним из наиболее предметных результатов работ по правовой информатизации в судебной системе стало создание информационно-телекоммуникационной системы обеспечения всех уровней судебной системы актуальной и достоверной правовой информацией, разработанной НЦПИ во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. № 625 "Об упорядочении оплаты труда судей, материально-техническом и кадровом обеспечении судов Республики Беларусь" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 34, ст. 1070). Эта система позволяет максимально полно удовлетворять потребности судов в правовой информации, под которой понимается законодательство Республики Беларусь (в том числе судебная практика). Она также обеспечивает возможность максимально оперативно (ежедневно) с помощью телефонных линий связи обновлять комплекты эталонного банка данных правовой информации, установленные в судах, не требуя при этом применения дорогостоящего оборудования и привлечения высококвалифицированных программистов.

В настоящее время система используется в Конституционном Суде Республики Беларусь, Верховном Суде Республики Беларусь, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, Министерстве юстиции Республики Беларусь, региональных центрах правовой информации, а также во всех районных судах страны.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 1998 г. № 348 "О создании Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 19, ст. 501) создана и внедрена информационно-телекоммуникационная система правовой информации в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции.

К достижениям правовой информатизации следует отнести и появление во всемирной сети (на Интернет-узле НЦПИ) общедоступной Интернет-страницы Хозяйственного суда г. Минска, созданной совместно с НЦПИ. Этот узел содержит следующие разделы: законодательство о деятельности хозяйственных судов; статистические данные о работе суда; обзоры и обобщения судебной практики суда по наиболее актуальным вопросам; раздел "Судебная практика", включающий материалы о рассмотренных делах с участием налоговых инспекций, органов финансовых расследований, таможенных органов, споры, вытекающие из договоров, споры, связанные с защитой интеллектуальной собственности, дела об экономической несостоятельности (банкротстве) и т.п.

Появление и востребованность такого рода ресурса подтверждают необходимость скорейшей реализации задач по информационному обеспечению судов в виде разработки и внедрения интегрированного банка данных правовой информации "Судебная практика", поставленных решениями второго съезда судей Республики Беларусь и распоряжением Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2002 г. № 89 рп "Об утверждении мероприятий по реализации предложений, изложенных в выступлении Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, докладах руководителей судов, выступлениях участников второго съезда судей Республики Беларусь".

Интегрированный банк данных "Судебная практика" – это новая компьютерная реальность, которую предполагается включить составной частью в действующую информационно-телекоммуникационную систему обеспечения судебных органов правовой информацией, что позволит частично использовать уже имеющиеся организационно-технические решения по постоянной актуализации этого массива, а также телекоммуникационное и программное обеспечение поставки требуемой к включению в банк данных информации с мест ее создания (судов Республики Беларусь) в НЦПИ.

В развитие применяемых правовых информационных технологий предполагается реализация возможности дополнения информационного массива и иными документами, так или иначе связанными с вопросами деятельности судебной системы и применения права.

Основными принципами создания итегрированного банка данных "Судебная практика" являются:

- общедоступность правовой информации, не отнесенной в установленном порядке к категории информации с ограниченным доступом и (или) персональным данным;

- оперативность, полнота и достоверность предоставляемой пользователю правовой информации на основе использования современных информационных технологий (Интернет).

Правовая информация, содержащаяся в итегрированном банке данных "Судебная практика", должна быть:

а) полной. Информационный массив должны составлять полнотекстовые документы, содержащие информацию, не отнесенную в установленном порядке к категории информации с ограниченным доступом и (или) персональным данным. В информационный массив предполагается включение следующих видов документов:

- решений Конституционного Суда Республики Беларусь;

- постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел;

- постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по вопросам применения хозяйственного законодательства на территории Республики Беларусь;

- решений судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь (Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по патентным делам, Военной коллегии);

- решений областных и Минского городского судов, а также Белорусского военного суда;

- решений хозяйственных судов областей и г. Минска;

- решений районных (городских), межгарнизонных судов;

б) актуальной. Информация должна постоянно поддерживаться в контрольном состоянии для оперативного отражения изменений во всех формах ее представления;

в) системной. Информация должна быть систематизирована способом, который позволяет осуществлять быстрый и эффективный поиск необходимых документов;

г) унифицированной. При подготовке, обработке и распространении документов, составляющих информационный массив, должны использоваться единые правила классификации, систематизации и оформления;

д) доступной. При необходимости каждый гражданин должен иметь возможность доступа к содержащейся в интегрированном банке данных "Судебная практика" правовой информации, в том числе и с использованием Интернет-технологий;

е) удобно представленной. Способы представления правовой информации должны быть максимально приспособлены к потребностям и запросам различных категорий пользователей и основаны на современных информационных технологиях.

Все процессы по учету, систематизации, наполнению, обработке, хранению, актуализации, поиску и распространению правовой информации интегрированного банка данных "Судебная практика" по мере возможности должны быть автоматизированы.

Исходя из изложенного, предполагается осуществить полное обеспечение судов республики актуальной и достоверной правовой информацией. В сущности, дело останется лишь за адекватным использованием открывающихся возможностей применения современных информационных технологий. Эту проблему невозможно разрешить без непосредственного участия судей и специалистов судов как пользователей систем автоматизации. И это станет возможным в том случае, если, во-первых, имеются соответствующие технологии на основе современных программных и технических средств, и, во-вторых, если будет проведено обучение применению этих технологий.

Таким образом, во главу угла становятся вопросы обучения судейского корпуса правовым информационным технологиям, что возможно как через Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции, так и путем применения информационных технологий дистанционного обучения в Интернете. И если в техническом плане эти вопросы вполне решаемы, то в организационном – требуется комплексный подход к их реализации, в первую очередь при активном участии соответствующих судебных органов и Министерства юстиции.

Перспективным видится и дальнейшее внедрение в деятельность судов и учреждений юстиции новейших информационно-телекоммуникационных технологий, что позволит не только принимать решения, основываясь на действительно официальной и актуальной (актуализированной) правовой информации, но и сократить время рассмотрения дел в судах за счет автоматизации делопроизводства, внедрения в работу судьи автоматизированных рабочих мест, сокращения времени на поиск необходимой правовой информации.

Внедрение современных информационных технологий в отправление правосудия – это перманентный процесс, и существенную роль в нем может сыграть журнал "Право Беларуси", одной из основных аудиторий которого является судейский корпус страны. На страницах этого журнала могут найти свое отражение вопросы применения разработанных технологий, обсуждаться возникающие проблемы, публиковаться отзывы пользователей компьютерных систем правовой информации и другие вопросы, связанные с проблемами автоматизации судебной деятельности. Одним из примеров живейшего интереса к обсуждаемой проблеме со стороны судейского корпуса является востребованность подготовленного в НЦПИ ко второму съезду судей издания (Ю.И. Кашинский, М.Н. Сатолина, А.В. Юрага и др., под ред. В.Г. Голованова. Судебная власть в Республике Беларусь и других государствах СНГ. Мн.: НЦПИ, 2002), содержащего систематизированные сведения о законодательстве в области судоустройства в Республике Беларусь и некоторых странах СНГ, некоторые вопросы применения новейших компьютерных технологий при осуществлении правосудия в Беларуси. Кроме того, журнал "Право Беларуси" может и должен послужить трибуной становления новых формирующихся отраслей права – информационного права, правовой информатизации и т.д., давать подборки соответствующих нормативных актов, касающихся процессов правовой информатизации, стать местом обсуждения и принятия решений по проблемным вопросам информационных технологий в правосудии.


Вернуться в список статей


На главнуюКарта сайтаКонтактыEnglish
 Поиск по сайту 
   
 Быстрый переход 

Кинофильм о НЦПИ

Подписка на Национальный реестр правовых актов

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Правовой форум Беларуси

Детский правовой сайт

Журнал Право.by

Подписка на журнал Правобай

НЦПИ вTwitter

Видеоканал НЦПИ на YouTube

Страница Pravo,by ВКонтакте

Pravo.by in Facebook

Страница Pravo.by в Одноклассниках

Многоязычный словарь юридических терминов

РЦПИ Минской области

Интернет-магазин РЦПИ Минской области

Акция 3+2 на 2017 год

Акция «Все включено»

Зарубежное законодательство

ИПС «ЭТАЛОН-СТАНДАРТ»



 Наши счетчики 

 

© Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1998-2017
Адрес: Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Берсона, 1а.
тел. факс 375-17-2799909; e-mail: sales@ncpi.gov.by
Дизайн сайта основан на разработке
Pixelhead